?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В нашей стране с ноябрьскими праздниками давно возникла странная путаница. Изначально 7 ноября было днём Великой Октябрьской социалистической революции, но в эпоху десоветизации наша власть решила, что главный символ советской страны нужно аккуратно демонтировать. Поэтому сначала придумали весьма непонятный "День примирения и согласия", а позднее (после долгого поиска подходящих ноябрьских событий в истории государства) "День народного единства", приуроченный к изгнанию польско-литовских интервентов Мининым и Пожарским. Правда, поскольку в последние 25 лет в нашей стране принято со всеми мирится, перед всеми каяться и никого ни в чём не обвинять, события 1612 года во имя русско-польской дружбы раскручивались неохотно. Как результат, выходной день и праздник по неясным для большинства населения страны причинам. Самым громким событиями в эти дни является Русский марш, на котором весьма одиозные личности (от слегка двинутых имперцев до откровенных фашистов и футбольных фанатов) демонстрируют, как они понимают единство русского народа: "Хватит кормить Кавказ", "Россия для русских" и далее по списку.

Здесь нужно заметить, что в событиях 1612 года одну из центральных ролей сыграла Казанская икона Божией Матери, поэтому соответствующий церковный праздник всегда был, а потому все попытки националистов прибрать его к рукам своими маршами заканчивается неудачей. Так, например, в этом году Русский марш собрал в Москве 8 тысяч человек, а Крёстный ход в Санкт-Петербурге от Казанского собора до Исакиевского - 54 тысячи человек (http://nordsky.livejournal.com/677545.html). Зачем пытаться превратить и без того популярный в народе праздник в непонятный "День народного единства", порождающий эксцессы вроде Русского марша, не очень понятно.

Все эти судороги вокруг ноябрьских праздников связаны с одной довольно простой вещью - наших продвинутых, светских либералов (которые к реальному либерализму имеют весьма посредственное отношение) обложили со всех сторон. История знает две великих страны - Российская империя и Советский союз (Великую Русь не упоминаю, но тут принцип тот же). Достижения первой, как правило, очень плотно связаны с православием, русским вариантом христианства (1612 год - лишь один из примеров). Достижения второй - с коммунизмом, русским вариантом социализма. А нашим современным либералам и православие, и русский коммунизм противны. При этом именно от того, что наши либералы по совместительству русофобы, а это русские варианты великих идей. К католикам и Ватикану либералы способны относится вполне адекватно. Так же как к великими французским социалистам (во всяком случае, "Отверженные" Гюго в виде недавней мощной голливудской экранизации не вызывали у них никакого отторжения).

Тут же получается, что достижения большой страны все сплошь и рядом связаны с ненавистными современным либералам символами. Отсюда путаница с праздниками и невозможность найти достойных событий на замену. Так, например, любимый ими Николай II особенно ничем, кроме постоянных кровавых разгонов митингов рабочих, не прославился. Не прославилась ничем и современная Россия, в которой они стоят у власти последние 25 лет. Все попытки придумать праздники про неё заканчиваются такими же метаморфозами. 12 июня, где перемешались "День флага", "День конституции", "День независимости", тому доказательство.

Что же в этой ноябрьской путанице надо праздновать обычным людям, не испытывающим ненависти ко всем русским уникальным идеям. Разумеется, самое значимое событие - Великую Октябрьскую социалистическую революцию. События, безусловно, является одним из самых важных в истории (не только русской, но и общемировой) и важнейшим в 20 веке. Многие справедливо отмечают, что событие это для мира даже более важное, чем 9 мая 1945 года. Хотя бы потому, что без первого никогда не случилось бы второго. Символично и то, что переломным моментом Второй мировой войны считается парад в осаждённой немцами Москве 7 ноября 1941 года, проведённый в честь Великой Октябрьской революции. Прямо с парада войска отправлялись защищать Москву. Весь мир, ещё недавно предрекавшей очень скорую победу Гитлера, тогда увидел, что советская страна не сдалась, будет драться и побеждать.

Сегодня этот парад, к сожалению, незаслуженно забыт. В 2011 году, на 70летие события, я писал про него статью:http://fenix-xx.livejournal.com/212078.html. В 2012 году о легендарном параде решило вспомнить правительство и СМИ (http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/society/10807083/?frommail=1). Правда, почему-то без всяких упоминаний о том, что в 1941 году он проходил в честь Великой Октябрьской революции. Но мы отклонились от темы.

Революция октября 1917 года положила начало подлинной борьбе за права простых людей. Следом за СССР мировые державы, боясь проиграть гонку за умы людей (страх перед красной чумой был именно про это), большими горстями выдавали права женщинам, рабочим, неграм и бог знает кому ещё. Лозунги "свобода, равенство, братство" впервые перестали быть просто лозунгами, весь мир брал пример с советской дружбы народов. Впервые стало на примере понятно, что можно построить бесплатное образование и медицину для всех. И сделать их лучшими в мире. От трудового законодательства, доставшегося нам по наследству от социализма, предприниматели плюются до сих пор. Слишком уж сильно оно ориентировано на простого рабочего. Здесь же улучшение положения матерей, детей и стариков. Здесь же создание страны, которая спасла мир от главного угрозы прошлого века (одной из самых главных в истории) - фашизма.

Всё это дало уникальный импульс для таких же преобразований в других странах и подарило умирающему модерну новую жизнь. Революция и появление СССР не оставили ведущим капиталистическим державам выбора, 20ый век стал веком прав и привилегий для простых людей, веком быстрого развития, ускоренного движения вперёд всего человечества. Лишь после разрушения страны, которую подарила миру Великая Октябрьская революция, начался откат назад и её достижений. Последовательно стали забираться права у простых людей, а великое развитие, устремлённое в космос, сводиться к удовлетворению мелких человеческих потребностей, выпуску восьмиядерных смартфонов.

События 1612 года тоже крайне важны для русской истории, но они не имеют такого невероятного значения для истории мировой, а потому любому нормальному человеку без всяких подсказок понятно, что именно нужно праздновать и помнить в первые ноябрьские дни. Великую Октябрьскую социалистическую революцию.


Ниже небольшой дайджест статей по теме с интересными, на мой взгляд, отрывками:

http://historian30h.livejournal.com/107187.html
"Широкое празднование русским «патриотом» 4 ноября – это символ незнания русским патриотом всей последующей русской истории, более того – это отрицание этой русской истории.
Празднование русским «патриотом» 4 ноября на фоне отрицания Великой Русской революции – это показатель шизофрении русского национализма. Великая Русская революция перевернула весь мир, сделав его намного гуманнее, смелее и честнее, а русский патриот, словно Плюшкин, лелеет ветхие и вышедшие из моды тряпки.
Празднование 4 ноября русским «патриотом» - это символ трусости и несамостоятельности русского национализма.
Если русский националист из всех памятных дат славной русской истории выбирает для празднования самую безопасную и толерантную, значит спасать Россию снова придется новым большевикам."

http://zergulio.livejournal.com/673754.html
"В свое время этот праздник казался мне непонятным и напыщенным. Но время лечит. И теперь, спустя более чем 20 лет свободы и демократии, уже я сам ищу информацию и читаю про дату, которую в школе навязывали мне насильно.
Диктатуры пролетариата в России давно нет и всюду безраздельно царит власть буржуазии и помещиков. Только теперь они называют себя капиталисты и олигархи. А вот рядовые граждане, напротив, стали рабами в прямом смысле этого слова - металлические кандалы заменены на финансовые.
Страну разрывают националистические скандалы, а жизнь людей наполнена свободой под завязку. Свободой от ответственности чиновников, олигархов, силовиков, коррупционеров, диаспор.
И даже название великого праздника в честь великого события украдено. Теперь это день примирения и согласия.
День примирения и согласия бессловесных рабов со своей судьбой."

http://www.odnako.org/blogs/show_31525/
"…На самом деле мудрая и ироничная русская история двеноябрьских даты(то есть октябрьских, если по старому стилю) не зря разместила настолько рядышком — как не зрязарифмовала и даты двух июньских катастроф1941 и 1990 годов. Ну вот буквально пальцем показывает.Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Ни освобождение Кремля в 1613-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношениисамого механизма Смуты.
Причём, по странному совпадению, механизм Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает.
А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами, как и было сказано выше.
В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановилирусское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками (с которыми потом новый русский император сполна рассчитался за эксцессы) и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империявыдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной русской цивилизации.
И так — то есть до следующего взлёта.
Потому что такова воля русской истории — воля к живучести и самоценности российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь."

http://remi-meisner.livejournal.com/105362.html
"Праздник сознательных трудящихся - через 3 дня, 7-го ноября.
А Д.Н.Е. - нехай капиталисты и их прислужники празднуют. У этих-то повод праздновать есть. У них вообще с 1991-го года каждый день - праздник. Сильно затянувшийся праздник. Праздник, который давно пора заканчивать.
Этот пост можно считать рекламой Социалистической Революции."

http://eot-su.livejournal.com/1093580.html
"Давайте хотя бы вкратце обсудим философию революции. Ведь что говорят враги любых революций — и Великой Октябрьской в том числе? Что неизбежные революционные ужасы ничем не окупаются. Во-первых, потому что в принципе ужасы никогда ничем не окупаются. Об этом говорят либералы, совершившие самую паскудную суррогатную революцию в истории человечества — ельцинско-горбачевскую перестройку. Ссылаются они при этом на авторитет крайне нелюбимого ими Достоевского. Мол, это он сказал о том, что никакие свершения не искупают единой слезы ребенка. На самом деле это сказал не Достоевский, а его герой Иван Карамазов. Ну да ладно.
Признаем, что слеза ребенка — тяжкий груз, который кладет революция на весы истории.
А потому не будем выводить за скобки аргументы тех, кто говорит о слезе ребенка, ссылаясь на использование двойных стандартов, на очень лукавую адресацию к Достоевскому и так далее.
Не будем говорить о том, что горе проистекает не только из революции, но и из того, что творит эгоизм и бездарность правящих классов, подталкивающих народ к революции. Ведь эти классы порождали и порождают (в той же Африке, Латинской Америке и так далее) горе и смерть миллионов и миллионов детей, не правда ли? Да и у нас в России… «Русский крест» — это тоже горе и смерть миллионов. И тем не менее, при всей силе этого аргумента, не он является ключевым 7 ноября 2013 года.
Ключевым является аргумент о срыве резьбы. Правящие классы тогдашней России сорвали резьбу. Они не смогли обеспечить любого, даже самого небезупречного существования российского государства. А потому большевикам в историческом смысле нельзя предъявить никакой претензии по поводу слез и крови. Потому что большевики пришли к власти в ситуации полного исчерпания. И могли либо спасти страну от полного уничтожения, пролив много крови и породив много слез, либо не спасти страну. И тогда крови и слез было бы не просто намного больше. Ничего бы не было, кроме крови и слез.
Большевики сумели спасти Отечество. Честь и хвала им за это.
Да здравствует Великая Октябрьская социалистическая революция!"

http://www.odnako.org/blogs/show_31733/
Седьмое ноября важно для всей мировой истории прежде всего как напоминание неотвратимости последствий от отказа элиты от участия в жизни народа.

http://eot-su.livejournal.com/1093138.html
"Праздники умирают по-разному. Иногда тихо и незаметно – их просто перестают отмечать: изменилось время, изменились люди, возможно, сам праздник был придуман не очень удачно, вдогонку быстротечной конъюнктуре. Иногда эта смерть бывает трагичной: праздник умирает вместе с культурой, частью которой он был, а то и с целым народом. Порой праздники гибнут на эшафоте – их запрещают праздновать под страхом того же самого эшафота, костра, серьезного срока. В общем, по-всякому случается.
Праздник Великого Октября пытались устранить потихоньку, без шума. От него отрезали по кусочку – сперва рабочим днем стало 8 ноября, затем 7 ноября переименовали в День согласия и примирения. В таком виде дата, когда люди выходили каждый на свой митинг, чтобы в очередной раз обозначить непримиримость своих позиций, продержалась в календаре до 2004 года. Потом, наконец, отыскалось в истории подходящее событие на подмену. То, что искали его так долго, многое говорит о том, насколько чужда и даже страшна новым хозяевам история собственного, вроде как, Отечества, похожая для них на минное поле. Копнешь здесь – отзовется нечто грозным подземным гулом, левее или правее – того хуже, рванет не ровен час. Так или иначе, а нашли для нового праздника дату с одной стороны достаточно громкую и воодушевляющую, с другой – не слишком опасную для вожделенной стабильности. На сей раз объявили это не Днем примирения (ибо говоря о примирении, невольно поминаешь войну), а Днем народного единства. 7-е же число стало серенькими ноябрьскими буднями. Но стало ли?
Иногда либералы всех мастей и разливов напоминают ту силу, которая, по известным словам гетевского Мефистофеля, всегда желая зла, творит лишь благое. В данном случае, либералы сделали благое дело, лишив годовщину Великого Октября официальности. Этим они надеялись уничтожить праздник раз и навсегда, ибо в голове у них не укладывалось, что кто-то будет продолжать ходить на митинги и шествия, на которые никто давно не понуждает ходить, а теперь ради них еще и придется преодолевать некоторые трудности. Русскому народу, рассуждали они, только дай повод наготовить тазик закуски и хорошенько «посидеть», ну так вот, дадим ему «День едимства» за веселым столом, и все будет в порядке. О том, во что превратился в итоге новодельный праздник и какой головной боли вместо благорастворения воздухов он все чаще доставляет властям – разговор особый. Но и «красный день календаря» не умер, а обновился, из-под дежурной мишуры проступил его истинный – огневой и грозный – смысл.
Во времена «развитого социализма» годовщины Великого Октября напоминали станции на пути в неизбежное светлое будущее. Со временем локомотив все больше энергии пускал в гудок, одни вагоны ветшали, другие обзаводились позолотой и бархатными диванами. Но украшенные кумачом станции неизменно салютовали проходящему составу. Про неуместно суровый, овеянный революционными ветрами бронепоезд, стоящий где-то на запасном пути, почти забыли. Теперь, когда пути разобраны, а поезд растащен на металл и дрова, стало ясно, что придется пересаживаться на этого корявого и неудобного стального динозавра, наделенного способностью прошибать себе путь там, где нет ни рельс, ни вообще дороги, – между делом, если нужно, отстреливаясь. Образы революционного прошлого в сознании тех, кто не продал первородства за чечевичную похлебку с колбасными обрезками, обрели плоть и кровь, стали зримыми и выпуклыми. В самом деле, разве не похож вот этот гладко и самодовольно вещающий деятель на меньшевика или еще какого «легального марксиста», а вон тот буйный левак, то и дело зовущий на улицы, на троцкиста, эсэра или анархиста? Ну, а с этими вообще все понятно – разве что ананасы с рябчиками заменились на какие-нибудь фуа-гра с совсем уж экзотическими фруктами. Хотя учитывать особенности новой эпохи, без сомнения, нужно, чтобы в самом деле не оказаться на бронепоезде Гражданской посреди современного высокотехнологичного сражения. Но модернизация, впрочем, не должна коснуться ни знамени над главной орудийной башней, ни лозунгов на бортах."

http://ilya-yu.livejournal.com/27468.html
"В своей гениальной статье «Интеллигенция и революция» (1918) Александр Блок писал: «Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин, книг. Беречь их для народа надо; но, потеряв их, народ не все потеряет. Дворец разрушаемый – не дворец. Кремль, стираемый с лица земли, - не кремль. Царь, сам свалившийся с престола, - не царь. Кремли у нас в сердце, цари – в голове. Вечные формы, нам открывшиеся, отнимают только вместе с сердцем и с головой».
Блоку в деяниях революционных масс виделось Провидение. В блоковском словаре можно найти самое точное слово: «Возмездие». На храмы и усадьбы обрушилось Возмездие – его угадывал Блок в своих стихах и поэмах. Угадывал – и предупреждал. Интеллигенция озлобилась, налилась желчью. Блок стал «нерукопожатным». Потому что воспел пришедшего «хама», «Шарикова», «совка». А Блок воспел Возмездие – и горе тому, кто не понял этой музыки.
Да и не было нашествия варваров на великую культуру. Культура сама в себе бунтовала, культура была в разладе с собой. Когда мужики дырявили соборы, Ленин ставил памятники русским классикам и создавал литературные музеи. Революционная интеллигенция тоже читала и Ницше, и Гегеля. Тоже понимала Вагнера. Но был русский Ницше, в котором Горький вычитывал не сверхчеловека, а нового человека. Был русский Вагнер, в котором русское ухо слышало не гибель, а обновление. И, безусловно, был русский Маркс – подобный иудейским пророкам, обличивший зло мира и воспевший приблизившееся Царство Божие.
Революционный поток поднял с глубины низовой жизни непостижимого писателя Андрея Платонова, до сложности которого далеко самому утонченному модернисту. Школы, ликвидация безграмотности, пропаганда классики, авангардистские эксперименты, великий театр, великое кино – вот что начиналось здесь. А «там» нечто заканчивалось – то, что в Возмездии уцелело. Там, в эмиграции, кончался русский Серебряный век. В стихах он кончался красиво и элегантно, а в жизни – жалко и безобразно: в нищете, в унынии, в кокаине.
Не было никакого восстания «хама» против здания русской культуры. Было восстание особой культуры (особого, «небуржуазного», культурного уклада), через страшное возмездие сбросившей с себя все то, что над нею смеялось, что ее презирало, что душило ее в безграмотности. Рафинированные интеллигенты полагали, что у русского мужика есть русский бог и пустые щи, что в избах крестьянских пахнет богом и щами, что в фольклоре живет таинственный бог, дарующий пустые щи. И даже умилялись, статьи про русского бога писали – на своих культурных языках, отсылающих не то к французскому символизму, не то к немецкой классической философии. «Нет, знаете, мужик – он со своим богом даже остроумен, и слог мужицкий по-своему хорош, даже неповторим. Как хотите, а есть в этих народных песнях, в этих покосившихся избах, в этих щах да лаптях – свое очарование, даже своя философия. Ах, как трогателен русский мужик!.. Да что там – как есть, богоносец!» А русский мужик рвался ввысь. Русский мужик не в гостиные и дворцы желал прийти со своим богом, а в школы, в институты, на грандиозные стройки. И по этой лестнице – в космос. Большевики каким-то образом (может быть, от безысходности) в мужика поверили. Он для них был не «хам», а трудящийся. Они его назвали «хозяином Земли».
И вот когда он стал этим самым хозяином, стал себя гордо звать «трудящимся», тогда-то и оказалось, что «народ-богоносец надул». Что не философию избы и лаптеплетения он в себе угрюмо несет, а желает дворцы снести и космодромы устроить.
Много смыслов у русской революции – социальных, политических, метафизических. Революция как результат политической бездарности русской аристократии и русской буржуазии – такова политология семнадцатого года. Революция как Возмездие – это, конечно, уже метафизика. А есть и смысл культурный: революция стала прорывом трудового народа из культурного гетто в бескрайние космические дали."

Profile

ostaline
Сталин

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow